Левон Казарян (Микаелян) Журналист • Публицист • Переводчик

АФОРИЗМЫ

Из книги «Ռաֆայէլ Համբարձումյան – ԳԱՐԵԳԻՆ ՆԺԴԵՀ (համառոտ կենսագրական, ասոյթներ և կենսատարեգրություն), Երևան – 2003»

1. Судьба богов и сверхчеловека - быть одинокими.

2. Что такое жизнь, если не бессмысленная и безжалостная игра двух сил, одна из которых созидает, строит, а другая уничтожает, разрушает.

3. Да, жизнь - это война. А война требует оружия. Но негодяй тот, кто добывает это оружие из ада. (Афоризмы. - Сатирический еженедельник «Хатабала», Тифлис, 1911, N48, с.572)

4. Трусливые на поле боя умирают от случайной, «слепой» пули.

5. Побеждают не количеством, а качеством. Значит, атакуй, не спрашивая о численности врага.

6. Побеждает тот, кто поставил себе целью победить - победить любой ценой.

7. Заколебался во время боя - пропал, побежден.

8. Хочешь победить - дерзай!

9. Готовность умереть с честью - вот мать победы.

10. Не любят солдата, способного лишь на обычные дела.

11. Увидел враг твою спину - и ты пропал.

12. Никогда не забывайте, что ваша личная честь связана с честью ваших соратников, вашего боевого отряда, вашего рода. Поэтому учитесь предпочитать почетную смерть бесчестной жизни... (Г. Дардуни. Военные раздумья (В дар добровольцам), Газета «Оризон», Тифлис, 30 августа 1915)

13. Мой боец знал историю своей страны. Он знал, что множество раз варварские орды Востока наводняли Сюник, но армянский народ всегда оставался непоколебим в своих горах и как эти горы. Он знал и то, что поколение, отдавшее врагу на осквернение страну, сохраненную в веках в бесчисленных сражениях и бесчисленными жертвами, лишает себя морального права на жизнь.

14. Победа одерживается еще до начала сражения - вначале морально, вначале - в душах. Сражение – лишь средство дать осязаемое воплощение нашей внутренней уверенности, нашей внутренней победе.

15. Реши победить, а как - пусть решит случай.

16. Побеждает слепая, но чудотворная вера.

17. Надо победить, надо победить, дабы не утратить право на существование.

18. Уступить - значит погибнуть морально. Так что только вперед, всегда вперед, трусливое малодушие не спасет тебя. И ни шагу назад! Или победа, или победоносная смерть!

19. Для павшего на Поле Славы смельчака нет смерти, так как эхо его подвигов вечно будет жить в сердце и песнях его народа.

20. Смерти нет, умирает малодушный, трусливый, умирает уже умерший.

21. Почти всегда хорошо, боеспособно войско, если таков его командир.

22. Только тот имеет право вести на смерть других, кто сам не избегает смерти. Для него бой - победа, смерть - воскресение.

23. То, что зачастую не под силу современному дальнобойному орудию, с легкостью выполняет всемогущее слово командира. Слово - то приказное и властное, то призывающее и побуждающее, слово - всегда образное и лаконичное, слово, придающее сердцу - пламя, рукам - энергию, воле – побуждение,-- единственное средство властвовать и направлять. И насколько оно мощно, настолько велико его очарование, настолько всеобще и его господство.

24. Только ума, таланта для победы недостаточно - нужно также всесильное слово.

25. Без мощного слова сабли - тупы, руки - слабы, воля - нерешительна.

26. Не неравное сражение губит армию, а паника, которая по меньшей мере утраивает потери, а иногда и приводит к полному уничтожению охваченных ею.

27. Моя стратегия - создать моральное превосходство и затем нанести удар - давала мне возможность: - ввергнуть врага в панику и громить его; - взять вражеские силы - полностью или частично – в тактические клещи и разбить их; - заставить отклониться от намеченного плана действий и воспользоваться его ошибками; - постоянно быть деятельным, активным на важнейших пунктах; - быть сильным в нужный момент; - остановить врага в неблагоприятной для него местности и навязать ему бой; - избегать длительных позиционных сражений; - свести к минимуму количество жертв и расход боеприпасов...

28. Сражаются армии , побеждают - народы. (Война Горной Армении за свое существование, «Айреник», Бостон, 1923, сентябрь, с.71-78)

29. Солдат, бегущий с поля боя, убегает от нации и Родины.

30. Моральная сила укрепляет малые народы и армии в неравном бою; она ведет к успеху, к победе над многократно превосходящими численностью силами противника.

31. Родины живут патриотизмом, погибают – вследствие его недостатка.

32. Наш народ без патриотизма то же, что тело без души.

33. Невежество, эгоизм и космополитизм - вот три непримиримых врага патриотизма.

34. Патриотизм и гуманизм абсолютно совместимы. Только любящий свою нацию способен любить человечество. (Боевые мысли, 1925)

35. Всегда побеждает тот, кто уже победил себя, то есть тот, кто почти убил в себе страх смерти.

36.

1. Никогда - без Сюника и Арцаха! Без этого мощного географического позвоночника наша целостная родина существовать не может.

2. Твое спасение на твоих горах, в твоих горах. Так что в твоих храмах, рядом с крестами помести по одному утесу и поклоняйся ему, дабы не ослабло спасительное преклонение перед горами.

3. Спарта. На печальном Востоке твоя страна может существовать только как новая Спарта. Стремись, ты можешь - и станешь!

4. Никогда без оружия. Пусть прежде соседи твои перекуют свои мечи на орала.

5. И ни одного бедняка на твоей земле! Родины гибнут от слез несчастных и трусливости слабых. Все твои сыновья - в достатке и мужественны!

6. Один народ - одна семья. Возможно, из всех наций только ты не имеешь права на внутреннюю разобщенность.

7. Будь сильным, еще раз - сильным и всегда - сильным. Народы в конце концов остаются владельцами не того, что им дается, что они выпрашивают, а только того - чего достойны, чем сумели овладеть собственными силами. (Семь наказов моим соратникам. Из цикла «Свободный Сюник». - «Айреник», Бостон, 1925, октябрь)

37. Для народа, в частности, для подобного нам малого народа нет большего зла, большего бедствия, чем слепой партийный фанатизм.

38. Слепой и варварский партийный фанатизм - отвратительный недуг... Когда он слабеет – нация усиливается.

39. Народ, не поклоняющийся своим великим покойникам, - неблагодарный и варварский, недостоин независимой родины, которая всегда вырастает из священного праха мучеников.

40. Самооборона - вот единственное из искусств, недостатки которого исправляются не пером, кистью или молотком, а кровавым мечом врага.

41. Гений стратега проистекает из величия его души.

42. За нациями как тень следует достойная их судьба.

43. Воспитание защитника Отечества - вот наше спасение.

44. Интеллигенция - вот кузнец счастья народа. (Страницы из моего дневника, Каир, 1924г.)

45. Потоками крови окрашены все родины.

46. Поражение, рабство, страдание - вот судьба народов, платящих дань лжи.

47. Иметь независимую родину - это не только право, но и обязанность.

48. Ложь должна быть побеждена, уничтожена в нашей жизни, чтобы жил наш народ. 49. Народ сильнее, чем временные несчастья, нужда, насилие.

50. Родная земля одного народа не может стать вечной родиной другого.

51. Смысл жизни в духовном, а не в материальном строительстве.

52. Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином.

53. Идеал и неостановимое стремление к нему – вот что дает нам право называться человеком.

54. Бессмысленна и предосудительна человеческая жизнь, если она - не служение идеалу, исполнение нравственных обязанностей.

55. Будь идеалистом, юноша, ибо материалист неизбежно становится человеком-машиной, только глоткой и желудком.

56. Не поставлены пределы душевным силам самопознавшей личности.

57. Девизом каждого члена партии должно стать: вместе с партией, но для нации.

58. Творец, а не подражатель. Подражание - самоубийство.

59. Я хотел бы, чтобы ты, армянский юноша, встал на путь самопознания - самый короткий и самый верный путь к силе, к победе и высшему счастью.

60. Человек - это не то жалкое существо, каким пытается представить его близорукая материалистическая наука. Человек почти всемогущ, когда сознает, что в нем море скрытых сил, которыми свободно пользуется познавшая себя личность.

61. Только безнадежно невежественные не знают сегодня, что человек - это колоссальная сокровищница неиспользуемых сил, пользоваться которыми могут, к сожалению, лишь немногие.

62. Подальше от тех, кто неспособен воодушевляться. Воодушевление движет мир вперед.

63. Люби возвышенное, прекрасное, героическое даже в твоих врагах.

64. Не завидуй, ибо в мире нет ничего, чего бы не было в твоей душе.

65. Зло - слабость.

66. Высокомерие, гордыня - не сила, а слабость.

67. Не смотри на людей свысока - это не авторитет. 68. Только слабый стремится понравиться толпе, удостоиться внимания улицы.

69. Будь рыцарем прежде всего по отношению к самому себе.

70. Обрети крепость в возвышенных размышлениях.

71. Не допускай, чтобы дурное свило гнездо в твоем мозгу.

72. Знаешь ли ты, что насколько душевно спокоен человек, настолько он силен и влиятелен.

73. Мужество, нам нужно мужество, такое, чтобы мы чувствовали необходимость умерить его.

74. С того дня, читатель, когда армянин начал бояться смерти, с того дня чужеземец воцарился в Армении.

75. Мужествен тот, кто убил в себе тварь, дрожащую за свою шкуру.

76. Вначале кладбище героев и мучеников, затем - свободная и счастливая родина.

77. Если наше сердце и сознание проникнуты идеей сильной и непобедимой родины, то завтрашняя Армения не может быть бессильной и несчастной.

78. Нации имели, имеют и будут иметь достойную их судьбу. Кроме тебя, учит история, никто не может изменить к лучшему твое положение.

79. Никогда и нигде - без духовной родины!

80. Родина! Робкая любовь и уважение к памяти наших предков, к нашей религии - сердцу рода, к родному языку - закваске патриотизма, к национальной литературе и искусствам - жизни мысли и души рода, к национальной истории - «истории усилий укрепить душу рода», к поту и крови, пролитым на родной земле многими сменившими друг друга поколениями, к напеву селянина и мечу Тиграна Завоевателя, к развалинам Ани и разящему луку Айка, к нашим языческим богам и храмам славы. Непоколебимая вера в нашу великую Надежду. Сложи, читатель, сложи все это - и получится духовная родина.

81. Убить историю народа, завоевать его духовную родину - выше человеческих сил.

82. Нет великих и малых народов. Есть лишь члены человеческой семьи, наделенные равными правами. Разделение на «великих» и «малых» - это измышление лживого языка европейской дипломатии. Истинное величие - не в численном превосходстве.

83. Родину надо любить независимо и от ее политического режима, и от наших политических убеждений.

84. Нет большего чудовища, нежели непатриот, безразличный в душе к своей стране и народу.

85. Нации более всего страдали и страдают из-за собственных подонков.

86. Каждый раз, когда я думаю о подонках с армянскими именами, перед глазами моими предстает сцена, происшедшая между еврейской толпой и наместником Иудеи: Толпа: Если ты отпустишь его, - и показали на Назаретянина, - значит, ты не друг кесарю. Пилат: Распять вашего царя на кресте? Толпа: У нас нет другого царя, кроме кесаря.

87. Судьба наций в ладонях матерей.

88. Никогда не было такого, чтобы народ не дал больше того, что могут потребовать его предводители.

89. Там, где люди признаются в своей слабости, но не стесняются быть слабыми, - там царит духовное рабство.

90. Смешно, когда прощает слабый, смешон его миротворческий дух. Хотите простить? Сначала мужайте, усильтесь, победите...

91. Слабому не дано право быть великодушным.

92. Когда-нибудь армянство должно будет простить турок, но не стоя перед ними на коленях, а поставив на колени их.

93. Миллионы не обретающих покоя и жаждущих мести призраков - вот наша сила, подобной которой не имел ни один народ в мире. (Борьба сыновей против отцов. Салоники, 1927)

94. Только народы, способные на душевные потрясения, могут обновиться.

95. Душевно больны народы, недовольные своей родиной.

96. Болен, несчастен народ, который до сих пор имел только два достоинства - приписывать свои беды внешним причинам и искать спасение у внешних сил.
 
97. Мы потерпели поражение, ибо вместо того, чтобы использовать все силы духа нашей нации, искали покровителей.

98. Недостаток политического сознания, неуверенность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг.

99. Война - это поединок богов народов.

100. Народы живут для себя, творят - для человечества.

101. Правда - это сила. Нет силы без правды, нет спасения без силы. (День дней, газета «Аракс»., 1926, №99)

102. В наш век, и особенно в наши дни, ничто так не ослабляет дух, способность наций к сопротивлению, как та гибельная надежда, будто не собственные усилия решат их судьбу, а некие внешние силы.

103. Народы страдали и страдают от неразумия своих предводителей.

104. Где нет борьбы - нет и опасности, а где нет опасности и борьба за существование не заботит людей, там слабость и несовершенство. (Закон жизни. «Аракс», 1930, N1,2)

105. Выяснять причины своих прошлых поражений, вновь и вновь предавать забвению наставления истории, а затем, подвергнувшись новой катастрофе, заново учить уроки истории - вот судьба недальновидных наций.

106. Сколь забывчив, столь слаб и несчастен народ. Забыл свою историю - значит, невежествен и достоин наказания. Страна всегда должна принадлежать сильному. История этими словами Иова наставляет нации. Сильный дух поставил на колени перед слабой Элладой бескрайнюю Персию... превратил Армению Тиграна Великого в могущественное царство.

107. Спарта оставалась неуязвимой до тех пор, пока - верная конституции Ликурга - предпочитала в войнах терять свои жизни, а не щиты. Пала и Армения, так как дух разобщения от
нял у нашего народа способность свободно пользоваться своим беспримерным мужеством.

108. Никогда, ни в века национального царства, ни в то время, когда Армения называлась «вторым царством персов», никогда не слабел в армянах дух мужества. Верно, однако, и то, что в течение этих долгих веков не было случая, чтобы армяне - по внутренним причинам - сумели сполна воспользоваться этим духом. Именно в этом трагедия нашего народа.

109. Мужество! Единственная истинная религия, без которой религии ничего не стоят.

110. Лживы те литературы, нравственные или политические учения, которые не придают силу и мужество своим последователям.

111. Мужество - вот единственная истинная мораль. Утратив свою мужественность - иначе говоря, все свои достоинства - народы теряют моральное право на существование.

112. Немужественный утрачивает отведенную ему историей миссию – реализовать возможность быть полезным роду человеческому.

113. Отсутствие мужества - духовное банкротство.

114. Большое сердце, благородный облик, возвышенные мысли - все это ближайшие спутники мужества, лучи одного солнца.

115. Мужество! Утрачивая это высокое качество – народы утрачивают возможность свободного развития и совершенствования своих способностей. Утрачивая мужество, они подпадают под чужеземное владычество, теряют свою независимость - ту единственную духовную атмосферу, в которой только и возможен расцвет присущего нации гения.

116. Армяне не знают своей истории, точнее говоря, не умеют пользоваться своей историей - вот в чем источник их несчастий. Они не знакомы со своим мужественным, героическим прошлым, и поэтому, к радости врагов их существования, верят во что угодно, но только не в силу собственной десницы. Поэтому они в массе своей - пораженцы. Для них Мамиконян Аварайра – более мученик, святой, нежели воин и герой.

117. Невежественный в своей истории армянин считает своих предков одной с собой природы, однако духом он схож с ними так же, как голубь с орлом.

118. Все династии армянских царей пали вследствие не отсутствия мужества, а раздоров между отдельными предводителями нашего рода и других причин. Почти все наши царства сами погубили себя.

119. Невежественный в собственной истории армянин ничего или почти ничего не знает о традиционных воинских талантах и великих воинских подвигах своего рода и поэтому не полагается на собственную десницу, не верит в собственное будущее. Он не знает, что армянское мужество веками выполняло для страны армянской роль громоотвода, предотвращая и нейтрализуя множество внешних опасностей.

120. Я не раз имел несчастье слушать армянского учителя, преподающего национальную историю, и мне было очень больно за наше подрастающее поколение. Мертвец мертвыми словами говорит о мертвых. История для него бездушная схема, а не трепещущее сердце. Он обладает отрывочными знаниями о том или ином периоде нашей истории, помнит сухие события, даты, имена - и только. Он бездушен и не вкладывает душу в свои уроки. С одним и тем же настроением он говорит о Тигране Великом и Вест Саргисе. Не дрожат, не расширяются его ноздри от гордости, когда он рассказывает, как царь персидский, восхищенный беспримерным мужеством армянского спарапета, каждый раз, поднося чашу с вином к губам, провозглашал здравицу за него. Его не сжигает чувство стыда, когда он говорит о злодеяниях сеющего смуту армянского нахарара.
Коротко говоря, преподаваемая им история – не творческое переживание, а бездушная археология, ибо у него отсутствует заветное чувство национальной гордости.

121. Учитель истории должен быть прежде всего патриотом. Он не таков - значит его место не в школе. Значит, он не имеет морального права брать в руки священную книгу жизни нашего рода. (Армянское классическое мужество. «Аракс», 1930, N25-27)

122. Национальная литература - это наш духовный океан, в который стекаются бурливые реки родового духа. 123. Каждое «я» - преступный бунтарь, каждый «эго»-изм - нравственное покушение на то Великое Целое, которое называется нацией.

124. История в потомках преследует и наказывает старые грехи отцов.

125. Человек, у которого отсутствует чувство национальной гордости - нравственный банкрот.

126. Бог Мой! Как огромно созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории! И как ослепителен их блеск!

127. В мир приходит армянин, крещенный в собственных страданиях, новый армянин, который завтра принесет победу нашему роду.

128. Несчастен народ, если его предводитель более тщеславен, нежели талантлив, если его предводителю недостает культуры - сердца и мысли, если, охваченный злым дьяволом зависти, он страдает нравственной желтухой, если он исповедует то или иное учение, обещающее личное счастье, если он тщится выглядеть великим в ничтожных делах и выглядит ничтожным в великих делах.

129. Одна рука армянского предводителя простерта к Западу – для усвоения новых достижений инженерной науки, в другой руке - моральный кодекс своего рода. (Движение родового духа, София, 1932)

130. Воля к мученичеству была и остается высшим героизмом армянского духа. (Родовое пробуждение, «Айреник»,Бостон,1933г.)

131. Культура, если она не национальна, - не культура, как и нация, если она не культурна, - не нация.

132. Для народа, потерявшего свою родину, нет более высокой и заветной цели, чем ее возвращение – своей вечной собственности.

133. Изначально армянство и его христианство спаяны в одну природу. Судьба у них - одна.

134. Церковь своими мучениками церковь. Церковь, не имеющая мучеников, это все что угодно - но только не церковь. Армянская Церковь - национальная церковь.

135. Всякое осквернение святыни - убийство святыни. Царь, вынесший на продажу свою порфиру, генерал, торгующий своей саблей, воин, рвущий свое знамя - все они отвратительны, все...

136. Истинное равноправие между принадлежащими к различным родам нациями и личностями возможно только и только посредством собственных ценностей.

137. Недостаточно восхищаться, даже преклоняться перед предками, надо превзойти их. Именно это - тот венок, который каждый потомок обязан возложить на могилу своих предков в знак уважения. (Род и его подонки. София, 1935)

138. Нет большего кощунства, чем злонамеренное искажение истории собственного народа.

139. Я увидел свободного душой в рабстве и возлюбил человека. Я увидел раба, живущего в свободе, и мерзок стал мне человек. (Мой ответ, София, 1937)

140. Почти невозможно словами объяснить, что такое род. Ни одно из предложенных до сих пор антропологией определений не приемлемо для меня. Род - национальный облик, то главное, чем народы отличаются друг от друга.

141. Народ, который ищет необходимую ему силу вне себя, - слепо готовит свое поражение и падение.

142. Род не стареет, не умеет показывать спину и не терпит поражение.

143. Народ - это класс и классовый эгоизм, род – это социальная справедливость и возможное равенство.

144. Роду, только роду дано искусство превращать тяжелые цепи рабства народа в крылья орла.

145. Когда в народе не дышит род, он складывает свои орлиные крылья.

146. Народ - это мученическая сторона армянской души, род - героическая.

147. Народ - это настоящее, род - это вчера, сегодня и завтра.

148. Ничего не стоит литература, если она не самопроявление духа рода, если она не излучает дух рода.

149. Народ рождает книжников, род - пророков. (Цегакронутюн как победная сила, 1932.)

150. Дух придает смысл и святость стране.

151. Самые священные обеты на нашей земле всегда были принесены во имя Бога и Родины. Deo et Patri! Таков же и обет Мамиконянов.

152. Только Родина одаривает человека гордостью самой праведной, болью самой глубокой, преклонением самым искренним и смертью самой священной.

153. Пусть подальше держится от управления своим народом тот, кто не способен умереть за Родину.

154. Истинным предводителем может быть только герой. А быть героем значит осознавать, что твоя жизнь ничто перед вечными ценностями.

155. Жизнь учит нас нескольким великим истинам. И величайшая из этих истин гласит: если хочешь, чтобы жили твои род и родина, имей волю умереть за них. (Воля к смерти. «Тарони арцив», 1937, N7)

156. Мы - народ духа и поэтому все те учения, которые рождены обезличенным духом, например, социализм, большевизм, космополитизм, остаются непереваримыми и чуждыми для армянской души. Христианство же было вдохновляющим и поэтому армяне первыми бросились в его объятия.

157. Таронаканутюн - победная черта нашего родового облика, извечный бунт армянского духа - его жажда бессмертия, его тоска по великим свершениям, благородство его души.

158. Религия обязанности, силы и мужества - вот что значит таронаканутюн.

159. Завтра защитить Отечество смогут лишь те, кто... научится у огнедышащих воинов Мамиконянов жить и действовать только для того, ради чего стоит умереть, и умереть за то, ради чего стоило жить. (Вечное оружие рода, «Тарони арцив», 1938)

160. Верность обету мужественно сражаться и умереть за Родину мы называем таронаканутюн.

161. Почему для Армянской Церкви священны и дух Мамиконянов, и носители этого духа? Неужели это только дань благодарности или также глубокая озабоченность будущим Родины? Освятив и увековечив обет Мамиконянов, Церковь вручила нашему народу самое совершенное и победоносное оружие - «смерть осознанную». Именно это и есть таронаканутюн.

162. Любая ложь в нашей жизни - могила для истины.

163. Глупое слово опасно для некритичного читателя.

164. Если бы от Мамиконянов до нас дошла только речь полководца Вардана перед Аварайрской битвой, я все равно преклонялся бы перед таронаканским духом.

165. Не только в V веке, но и в наши дни воинству очень немногих народов удалось выработать в себе тот высокий моральный дух, которым жили и действовали Мамиконяны - героический дух, к которому вряд ли что-то смогут прибавить века.

166. Дух определяет судьбу наций. Изменился дух, изменилась и судьба.

167. Дух ведет, творит, побеждает, “смертью смерть поправ”, побуждает к самопожертвованию, облагораживает, завоевывает бессмертие.

168. Родина - вот самое священное творение духа.

169. Еще не было такого, чтобы утративший дух народ длительно владел Родиной.

170. Научите армянина служить Отечеству и умирать за него с присущей Мамиконянам безграничной преданностью, и вы обеспечите существование и независимость его Отечества.

171. Если народ вместо того, чтобы развиваться и побеждать, непрестанно говорит о грозящих ему опасностях, то поймите - он утратил свой дух.

172. Последуем за Мамиконянами, ибо нет большего родового достоинства, чем идти путем духовных предводителей рода и мужественно умереть “за страну нашу и нацию нашу” - вот что мы имеем в виду, говоря таронаканутюн. (Почему таронаканутюн? - «Тарони арцив», 1938, N5-6)

173. Армения, тот, кто не умеет умереть ради тебя в минуту опасности и завтра не захочет умереть ради тебя, тот не армянин, не твой сын.

174. Быть сыном своей нации - недостаточно, необходимо также быть ее пламенным солдатом.

175. - Господи, веди меня к победе, пусть даже дорогами смерти - вот молитва солдата перед битвой.

176. Герой - это человек сильнее смерти. Это - носитель и служитель вечного в нашем непреходящем мире.

177. Смирившись с мыслью о смерти, человек становится братом и соратником всех тех, кто во все века истории рода человеческого были и прошли в нашем мире как герои света, веры и меча.

178. Народ, именем всех веков твоей истории заклинаю твои поколения: не прощать, не прощать турка, даже если когда-нибудь увидишь его немощным и увечным. Да, прощают врага, но не того, кто убил половину тебя, и не того, кто когда-то попытался стереть само имя твое из книги бытия. (Истины воина, «Размик», 1940, N156)

179. Как и религии, родины требуют, чтобы руки служащих им были теплыми и чистыми-пречистыми.

180. Народ, дети которого не равны перед законом и смертью, не будет иметь победоносную родину.

181. Личность, общество - они связаны с вечностью посредством своей родины.

182. Психологически не имеет родины тот, кто не готов в любую минуту умереть за нее.

183. У души моей две опоры - Бог и Родина.

184. Армянин, сомнителен твой патриотизм, если смысл и знамя твоего существования - не родина.

185. Моя родина и я - мы слиты друг с другом, как душа и тело, как цель и средство. Она - высшая цель, я - средство.

186. Для родины живет и умирает человек духа, только он.

187. Мудрые классические народы наказывали своих граждан не смертью, а изгнанием, лишая их права пользоваться родной землей и водой. В те времена, как и сегодня, родина была божеством сердца.

188. Не ждите родины от чужеземцев и судьбы, если не готовы защитить ее своей кровью.

189. Питая глубочайшее уважение к Мадзини, не могу согласиться с ним, будто свобода любима более, чем родина

190. Родина Жанны д'Арк потерпела поражение в тот день, когда мышление нынешних либерально-демократических французов написало на воротах зоологического парка: «У науки нет ни родины, ни религии».

191. Франция - великий народ, великая родина, судьбой которой управляли не величины, а демократические посредственности. Вот почему она была столь унизительно разоружена и побеждена.

192. Новое в современной войне - это человек с новым мироощущением, для которого служение родине честь, а не обязанность. Да, родина оказывает нам честь, предоставляя возможность умереть за нее.

193. Добротой, высшей добротой для меня была и остается Армения.

194. Армения! Тебя родило сердце - ты живешь в сердцах и толь Армения! Тебя родило сердце - ты живешь в сердцах и тольАрмения! Тебя родило сердце - ты живешь в сердцах и только благодаря горячим сердцам. Возможно, тебя любили и бессердечные умники, но они не поднимались на крест, не умирали за тебя. За родину умирают, совершают героические поступки только обладатели большого сердца.

195. Для меня кроме родины, вне родины любой рай обманчив.

196. Как глаз мой ищет свет, так и сердце мое - Армению.

197. Агаси Абовяна, прощаясь с Ани, символом былого величия и славы его родины, говорил: “Не надо мне никакого рая, пусть тело мое покоится под каким-нибудь камнем в твоих объятиях”. Тот, кто расстается с родной землей, не испытывая те же чувства, что и Агаси, не достоин возвращения на родину.

198. Армения - ты вечная истина моего сердца. (Родина, «Размик», 1941, N2)

199. Наивысшее право гражданина - право руководить родившим его народом. Немногим дается это право, и очень немногие оправдывают его.

200. Каждый руководитель формирует облик народа в соответствии со своим собственным.

201. Там, где истинная интеллигенция не выполняет своей функции вожака, там народ слеп и к тому же расколот.

202. Народы часто страдают духовно-чувственной слепотой - источником всякого рода внутренних недугов и раздоров. Исцеление этой слепоты - задача истинной интеллигенции, которая воспитывает в своем народе нравственные добродетели - правдивость, справедливость, великодушие.

203. У наций не было и не может быть большего врага, чем корыстолюбивый предводитель.

204. Интеллигенция, рожденная книгами, а не величием рода и страданиями народа, - ложная и бесплодная интеллигенция.

205. Нет большего злодея, нежели руководитель, скрывающий от своего народа причины его несчастий.

206. История свидетельствует, что народ, сознающий причины своих несчастий, легче переносит выпавшие на его долю беды и с легкостью побеждает зло. Более того, для него каждая неудача – предостережение на будущее. И только ему удается уклониться от удара.

207. Если ты предводитель, будь честен, будь честен, будь честен перед собственной совестью - это имеет судьбоносное значение для твоего народа.

208. Нет у народов большего врага, чем религиозно холодный церковник, бездушный учитель, дрожащий за свою шкуру военный.

209. Неподвижность, окостенелость мысли - если такова интеллигенция, значит, народ движется к кладбищу.

210. Национальная идея всегда нова и неизменно современна. Пока этого не поняла армянская интеллигенция, она не имеет морального права и не способна вести за собой.

211. Если в каком-либо народе появление истинного лидера вместо ликования, восхищения и преклонения удостаивается ядовитой зависти, враждебности и предательства, то надо признать, что народ этот еще достоин своей прежней судьбы. (Народ и предводитель, «Размик», 1941, N3)

212. Скудостью армянской общественной мысли следует объяснить прохладное отношение старого поколения к новому. Тем же объясняется и безразличное отношение нового поколения к будущему своего рода и родины. Армянин вследствие недостаточности интеллектуальных усилий в понятие «новое поколение» вкладывает только биологическое содержание. Согласно последнему, новое - это дети, старое - отцы. И новое, и старое - простая проблема возраста. Поколения отличаются друг от друга только возрастом. Пройдет время, и дети повзрослеют и займут место своих отцов. Так до смешного проста и легка проблема нового поколения для современного армянского мышления. Новое поколение - это не биологическое понятие, не только «зеленая поросль», но и определенное психологическое содержание. Это - сущность, глубоко отличная от прежней.

213. Новое поколение - это история рода, новый день народа, его новое слово, новая песня, новый вызов, его новая судьба, страница его истории с новым содержанием. Это живой потенциал народа, авангардная сила его борений и тем самым носитель развития его жизни.

214. В недрах одного и того же народа всегда сосуществуют два мира, два общества, один из которых разлагается - старый, и другой, который расцветает на развалинах старого, - новый.

215. «Путем отцов» - означает с еще большим размахом и преданностью продолжать их дело, но при этом не повторяя их слабости и ошибки, а исправляя их.

216. История не знает ни одной увенчавшейся успехом революции, освободительной борьбы, великой идеи, осуществленной без участия нового поколения. Всегда справедливо, всегда побеждает - новое поколение.

217. Где выход? История не знает более великого, более возвышен Где выход? История не знает более великого, более возвышенГде выход? История не знает более великого, более возвышенного, более святого дела, нежели обновление народа, будущее которого в опасности.

218. Нет будущего у народа, страдания которого не служат смыслу и осмыслению его существования.

219. Вложи свою ладонь в крепкую десницу своих предков, и ты почувствуешь, как сильно бьется твое сердце, наливается силой твоя рука, становится стальной воля. Это - путь обновления рода. (Новое поколение, «Размик», 1941, NN4,5,7)

220. Народ, гордые предки которого когда-то сказали: «Мир рухнул, а Ани стоит», не имеет права не верить в свое будущее.

221. Без могучего чувства родовой принадлежности народы продолжали бы оставаться безличными человеческими массами. Народ активен, созидателен и биологически оптимистичен настолько, насколько в нем живо и сильно сознание своего родового происхождения. (Родовая мудрость, «Размик», 1941, N8)

222. Армянский патриотизм абстрактен. Многие ищут родину в облаках, в мистическом тумане, а она ведь так близко от нас и так нуждается в нашем внимании, преданности, преклонении.

223. Три вещи сегодня следует оберегать от лжепатриотичного осквернения прежде всего – армянский крест, ребенка и письменность. Церковник, учитель, редактор - вот огромное благословение и зло одновременно. Благословение, когда род правит их совестью, проклятье, когда они не черпают вдохновение у своего рода.

224. Мы можем любить многие вещи, но не проливать за них кровь. Родина, однако, требует не только нашего сердца, но и нашей крови, когда это необходимо для ее существования.

225. Родина прагматика - это лишь некий участок земли и ничего больше. Он любит приютившую и кормящую его землю и эту ограниченную, почти первобытную любовь называет патриотизмом, основы которого биологические, но не духовные. (Когда патриотизм - это не любовь к роду. «Размик», 1941, NN11,12)

226. Нельзя знать изнутри партии и решительно не отвергнуть партийность.

227. Руководители армянских движений, к сожалению, не стали, прежде всего, идеологами общеармянства, родового всеединства, политического единоверия. Вследствие отсутствия целостной национальной идеологии явились заимствованные чуждые идеи, способные возбудить, привести в движение, но не революционизировать наш народ, прежде всего его мышление. Поэтому у нас и возникло движение, точнее - движения, но не обновляющая национальная революция.

228. Прежде чем политически освободить тот или иной народ, необходимо - как предварительное условие - освободить от чуждых уз его мышление. Первой задачей армянской революции должно было стать воспитание армянства в таком духе, чтобы все слои общества дополняли и поддерживали друг друга, а не вели меж собой бешеную борьбу.

229. Наша интеллигенция не поняла, что она - колыбель сознания нации - став партийной, прекратила служить нации. Да, разделенная интеллигенция – не истинная интеллигенция, она действует вопреки своему призванию.

230. «Собственно армянская задача» - превращение ассимилированных под чужеземным господством армянских масс в нацию. А это возможно только путем политического единоверия. (Род или партия? «Размик», 1942, N3)

231. Народы еще не узнали Армянина, который и после падения своего государства продолжал создавать ценности: давая чужим тронам царей, армиям - победоносных полководцев, странам - реформаторов, искусствам и литературе - талантливых мастеров. И у себя на родине, и в изгнании он оставался творцом, созидателем, чем и победил времена и смерть и часто светом своего гения освещал высоты вечности. Он сумел создавать ценности и этим подтвердил три вещи: то, что его духовный потенциал велик, очень велик, то, что его биологическая мораль не искажена, и то, что он способен на выпавшие на его долю несправедливости ответить своим служением человечеству. («Размик», 1942, N26)

232. Нет ничего более отвратительного, чем бесцельное существование. («Размик», 1942, N41)

233. Развалины древних храмов... это оставленные историей материальные следы, в которых история ищет ту идею, тот смысл, который в свое время род-созидатель вложил в свои храмы. Эту идею, которая превращает каменное здание, строение в храм, мы называем историческим прошлым.

234. Сегодня, стоя перед вами, я как беспокойный воин вашего рода и родины смотрю в ваши глаза, исполненные тоски по нашей земле и крови, и вижу, что храм армянской сущности - цел и непоколебим. То, что четверть века назад мы оставили в родной стране как духовное наследие, как дух общеармянскости, остается в вас нетронутым, чистым. Слава вам и всем тем, в ком нравственность и дух нашего рода оказались сильнее, чем азиатский большевизм. Не зря, видимо, я, находясь два десятка лет вне родины, в Армянской Диаспоре, утверждал, что армянин не может сущностно сродниться с большевизмом, с Лениным,
что в Армении есть большевики-чужеземцы, но большевизма нет. (Из выступления перед оказавшимися в германском плену воинами-армянами 10 января 1943 года, «Размик», 1943г., N5)что в Армении есть большевики-чужеземцы, но большевизма нет.

(Из выступления перед оказавшимися в германском плену
воинами-армянами 10 января 1943 года, «Размик», 1943г., N5)

235. Каждый народ развивается естественно и нормально, когда последовательно проходит все фазы своего созревания (каждая из которых делает возможной последующую).

236. Законы вначале утверждаются в душах и в конце только обретают конституционную форму.

237. Общественная совесть - не результат государственных законов, наоборот, история свидетельствует, что законы - зеркало общественной души, что государственный режим отражает народную совесть.

238. Не закон создает человека, а человек - законы. Закон - это большая социальная сила, мощная защита народа, если он рождается во внутренней жизни людей и только затем перемещается в их внешнюю жизнь.

239. Когда душа народа более культурна, чем правопорядок в стране, государственный режим меняется насилием, революцией.

240. Политическая свобода - порождение свободы нравственной.

241. Предпосылки свободы - самообладание, самопреодоление, победа над собственными слабостями.

242. Время - самый мудрый и самый всесильный революционер.

243. Самая блестящая идея останется сухой абстракцией, если отсутствует связь между нею и устройством общественной души.

244. Режим не исправляет людей, наоборот, люди корректируют, меняют режимы.

245. Нельзя заставить созреть быстро. Быстрого прогресса не существует. Искусственно ускоренный прогресс - это искусственно ускоренное падение. История знает только одно - последовательную трансформацию. (на полях добавлено «для
ультраиндивидуалистов»)

246. Все реформы необходимо проводить в согласии с традициями. (На Северном Полюсе розы не цветут.)

247. Любое политико-социальное насилие травмирует душу народа.

248. Народ, подвергающийся насилию в процессе своего развития, умирает духовно.

249. Общее благо превращается в зло, когда оно не отражает частное благо.

250. Тот, кто говорит: я - прежде всего, я – выше всего, тот не может служить ни идее, ни знамени, ни роду. Он стремится поставить на службу себе и идею, и знамя, и род.

251. Наука утверждает, что в политике абсолютное абсолютно относительно.

252. Нет вечных консерваторов и революционеров. Мудрый деятель должен быть одновременно и тем, и другим. Я - консерватор, когда существует опасность уличной анархии, революционер - когда существует опасность окостенения общественного мышления и жизни.

253. В момент всеобщей опасности межпартийные столкновения равны национальному самоубийству.

254. Власть становится узаконенным безвластием, если над ней нет контроля общественной совести.

255. Социальная проблема - нравственная проблема. Прежде чем изменить закон, измени человека.

256. Законы бывают долговечными только тогда, когда соответствуют нравам.

257. Источник писаного закона - закон неписаный.

258. Каковы избиратели, таковы и их избранники.

259. Право без силы - простая абстракция.

260. Идеологи ошибаются, полагая, что свобода может родить мудрость, наоборот, мудрость рождает свободу. (Метаполитика)

261. Самый ненадежный союз - союз, заключенный с судьбой.

262. Судьба предупреждает нас - предавая.

263. Случайное счастье - и малоценно, и несправедливо.

264. Кто недоступен человеческой злобе и клевете?

265. Судьба не так уж бессердечна - она не все отнимает у нас. Лучшая судьба в мире - подмешать к сладостям жизни немного горечи.

266. Смертный, почему ты ищешь вне себя счастье, которое носишь в себе? Мрачная туча заблуждения и невежества мешает тебе увидеть его.

267. Случайное счастье - преходяще. Его розы быстро увядают и остается лишь сухой стебель с шипами.

268. Если счастье не избавляет нас от страха - то оно ничего не стоит.

269. Если мое богатство становится причиной бедности других, то это проклятие .

270. Богатство, правда, обещает, но не дает нам счастья.

271. Высшее счастье то, которое становится причиной счастья других.

272. Только честный - сильный.

273. Грех не остается без наказания, добродетель - без вознаграждения.

274. Злодеяние - признак бессилия.

275. Счастье - это не свобода грешить, как и не безнаказанность.

276. Чистое тело - вместилище безграничных сил.

277. Политически мы свободны, и тем не менее оставляем следы цепей рабства.

278. Делай все перед глазами твоей бдящей совести. (Проблема счастья)

279. И армяне, подобно некоторым другим народам, могли бы сохранить свое физическое существование, проявив слабость,то есть предав себя, но семижды слава им, они не поддались этой слабости сознательно и, демонстрируя во многих случаях пассивный героизм, пожертвовали половиной своего тела,лишь бы сохранить верность своей родовой сущности.

280. Тот, кто сознательно считает октябрьский бунт революцией, тот оскорбляет все остальные революции в истории.

281. Продолжительным страхом и голодом был создан кровавый режим, который за 10 лет принес части человечества страданий
больше, нежели какое-либо мрачное и варварское столетие.

282. Неверующее существо никогда не станет пламенным воином.

283. Будущее и победа принадлежат не оружию, не мотору, а приводящему их в действие духу. (Суд истории. - «Азат Айастан», Берлин, 1943, N2-3, с.5-7).

284. Меч или перо? Я полюбил и использовал и то, и другое. Однако, поставленный перед выбором, я предпочел первое, ибо
бывают времена, когда перо, слово, истина, чтобы расчистить себе дорогу, нуждаются в мече. Люблю меч армянского царя,
который «не ударился оземь», а повис, словно огненная лампада, над горами Сепух и осветил многовековый путь армянства сквозь беззвездные ночи истории.

285. Мученики опасны, поскольку их призраки тревожат совесть человечества.

286. Творить – означает побеждать действительность.

287. Я безмерно удивляюсь, когда встречаю неталантливого армянина.

288. Истинная дисциплина – это вера рядовых в постоянную готовность своих руководителей умереть за Родину, в их способность дерзать, создавать новое.

289. Любое служение, став оплачиваемым ремеслом, оскверняется.

290. Армянская молодежь,... ты должна убить чудовище лжи, которое угрожает материальному и нравственному существованию нашей нации.

291. Народ, который не умеет наказывать своих внутренних подлецов, не сможет наказать внешних врагов своего существования.

292. Каждый раз, когда народ не имеет нравственной смелости покарать виновников своего несчастья, история посредством
этих же виновников карает народ.

293. Если бы ненависть армянина к турку была столь же сильной, как армянская зависть, иной была бы судьба армянства и Армении.

294. Ты герой? Так докажи, что ты сильнее мира жизни и смерти.(Из писем и произведений разных лет)

295. Вот и мое последнее слово:– Хотел бы закрыть свои глаза во время страшного сражения,
на крыльях победы, под грозные крики своего войска. Но гдебы и как бы я ни умер, пусть былые мои воины-сюникцы схоронят горстку моего праха в сердце горы Хуступ.Где и когда бы я ни умер, любимый народ, верь, что в минутывнешней опасности моя беспокойная душа поспешит на помощь родной стране и незримо возглавит твои армии.

(1937 год, София)