Левон Казарян (Микаелян) Журналист • Публицист • Переводчик

АЙК АСАТРЯН

О КНИГЕ Г. НЖДЕ «ДВИЖЕНИЕ РОДОВОГО ДУХА» (Краткий комментарий)

Айк Асатрян (1900 – 1956) – философ, выдающийся идеолог армянского национального движения 30-ых годов 20-го века.Родился в Турецкой Армении, в результате событий 1915-го оказался в Ереване.Вступил в партию Дашнакцутюн.Эмигрировал после подавления февральского антисоветского восстания 1921 года.Окончил Пражский университет, получил диплом доктора философии.Поселился в Болгарии, в Софии, занимался преподавательской, партийной деятельностью и журналистикой.Автор множества интересных статей об Армянском нагорье и армянской идентичности.Сотрудничал с Г.Нжде в деле обоснования и пропаганды учения Цегакронутюн, вместе с Г.Нжде и другими единомышленниками стоял у истоков нового патриотического историко-этнического учения – Таронаканутюн, окончательной разработке которого помешала вторая мировая война. Г.Нжде охарактеризовал его как «человека науки и теоретической добросовестности, поставившего свое слово на службу истине, а спасительную истину – на службу своему униженному народу». В январе 1945-го года Айк Асатрян был арестован сотрудниками военной контрразведки СССР, приговорен к десяти годам заключения в исправительнотрудовых лагерях. В 1955-ом году был освобожден по общей амнистии и тяжело больным вернулся в Болгарию.Скончался 13-го января 1956-го года в Софии.

Немногие, очень немногие в нашей жизни говорят, пишут или действуют «кровью и нервами».

Это – психологические типы высокого темперамента и мощной индивидуальности, отличающиеся способностью с религиозным энтузиазмом служить ставшим им родными идеям и истинам и своеобразным стилем – как правило, фрагментарного характера.

Одним из них, несомненно, является автор представляемой книги – человек с символизирующими его натуру фрагмен тарными мышлением и стилем, имя которого часто появляется на страницах армянской периодики.

Рассматривая данную книгу, включающую, между прочим, лишь небольшую часть публицистических произведений Нжде, мы не желаем полностью выявить образующие личность автора духовные составляющие, не пытаемся даже дать целостную характеристику его мировоззрения. Но, отдавая дань той гипотезе, которая гласит, что для того, чтобы понять книгу, необходимо узнать её автора, мы должны в общих чертах охарактеризовать автора, т.е. уяснить те духовные качества, которые обусловливают его дело и творчество.

Каковы же они?

А. Высокий темперамент. – Не только речь Г. Нжде, но и его литературный стиль производят несомненное впечатление, что это творец высокого темперамента. Одной из особенностей этого психологического типа является то, что он едва ли занимается анализом реальности вне себя, наоборот, неустанно блуждает в безднах собственного «я». Исследуя самого себя созидает он свои истины. Он символист – размышляя, восстает против рационалистического мышления, пытается избежать духовного механицизма и часто прибегает к помощи стихийного и эмоционального. Он уповает на сверхъестественное в себе, однако, страшась разрушения собственного «я», создает некую естественную опору в обожествлении коллективного «я» и, проникнувшись чувством религиозного самоотрицания, проникает в сферу подсознательного. Это коллективное «я», ставшее духовным пьедесталом для Нжде, - род. Род подчеркивает и окрашивает его темперамент. Его личность несет на себе печать рода. Подсознательное, где индивидуальное «я» встречается со стихией родового коллективного «я», не во всех случаях становится источником духовного вдохновения. Это зависит от того, какую позицию побуждает занять данный темперамент своего носителя - личность-сосуд - конфликтную или гармоничную. В первом случае между родовым и индивидуальным «я» возникает непроходимая пропасть, в результате которой личность обрекается на внутреннюю трагедию – ее темперамент начинает гаснуть и, в конце концов, она превращается в обыкновенного эгоиста, пленника собственного тщеславия. Во втором случае гармоничным слиянием двух «я» формируется могучая личность человека родового типа. Именно этим счастливым слиянием двух внутренних «я» обусловлена вторая черта сущности Нжде – его индивидуальность.

Б. Могучая индивидуальность. – Характеризуя чей-либо духовный облик, всегда испытываешь некоторые колебания. Мы имеем дело с человеком бурной судьбы, по армянским меркам – с исторической личностью.

Размышляя о личности Нжде, мы оказываемся перед рядом сложных проблем. Какие факторы сформировали индивидуальность этого человека, какова природа его духовных сокровищ, что делает его энергию неисчерпаемой и воздействие его слова – огромным? Нет необходимости прибегать к новым психологическим исследованиям. Человек остается всегда духовным пигмеем, если он не сливается с каким-либо коллективным «я», если не способен стать носителем его заблуждений и достоинств, его представителем, микрокосмосом во всех случаях, а в роковые моменты исторической опасности – также и его пророком, провидцем и вождем.

Наш товарищ Зарифян, человек трагической судьбы, часто рассказывал о речи Нжде во дворе дилижанской церкви – речи, психологически подготовившей, сделавшей возможным сражение при Каракилисе. Он рассказывал и изумлялся силе слова, потрясающей и преображающей душу человека. А сейчас? Четырнадцать лет спустя мы должны признать, что без нравственной смелости черпать из духовной сокровищницы рода, без интуитивной, подсознательной готовности пустить челн собственного «я» в бушующий океан родового духа невозможно было бы произнести такую речь перед охваченными паникой, внутренним хаосом толпами и раздуть в охваченных пораженческими настроениями душах пламя надежды на мощь рода. Стихия родового духа сделала Нжде в Зангезуре сильной личностью, ее голосом говорит он и сейчас.

Личность Нжде, его убеждения, его вера обусловлены родом.

Он почитает Агароняна, потому что тот на пути, ведущем из прошлого в вечность, встретился с духом «рода» и вдохновляется им.

Он - последовательный дашнакцакан, потому что эта партия родилась из «движения нашего родового духа», потому что в ней «звучит голос рода», потому что обещанное ею нравственное счастье – духовное слияние индивида – армянина с «духом рода». Он прославляет Родину, потому что она колыбель армянского рода. «Чужая страна – тень Родины» , говорит он. Для него мерилом всех добродетелей является любовь к Родине. «Кто не патриот – тот не добродетелен». «Культура – духовный облик, культура без любви к Родине – не культура».

Он с трепетом ждет появления «Армянина-сверхчеловека», «нового армянина», ожидая от него осуществления священной мести рода, переустройства дома рода.

Он с благоговением относится к титанической боли армянства, потому что это боль рода, боль, которая дает ему надежду на то, что «из страдания и стыда» должна родиться наша «новая религия – религия гордости».

Мы сказали бы – также и религия спасения и мощи – «смерть внутренней слабости».

Сказанные, а затем и записанные «кровью и нервами» эти слова таят в себе разгадку могучей индивидуальности Нжде. Она обусловлена его способностью гармонично слиться, сплавиться с большим родовым «я», иначе говоря, той силой, которая побуждает Нжде стать страстным проповедником культа Родины и рода.

В. Фрагментаризм. Уже говорилось, что психологическим типам с высоким темпераментом и могучей индивидуальностью свойственно фрагментарное мышление, следовательно, и стиль. В нашей литературе этот стиль достигает совершенства у Нарекаци, а в сфере мирового духовного творчества титаном этого стиля является Ницше.

Стиль и мышление Нжде также несут на себе печать фрагментаризма. Его мышление лишено способности втискиваться в рамки каких-либо систем. Как и все фрагментаристы, он также творит не нитями, которые, в конце концов, должны образовать ткань, т.е. систему, а – узлами. Не мирное развитие, а порыв, не длинное повествование, а внезапно следующая за кратким размышлением решительная формулировка – вот своеобразие мышления Нжде.

Фрагментарный стиль сам по себе является доказательством богатства и глубины духовного мира автора.

Фрагментарист избегает компромиссов. Его способность формования мысли огромна. Он мастер метафизики. Его выражения – образные обобщения, синтез и аллегория одновременно. Его воображение непредсказуемо и рождает все новые и новые выразительные средства. Фрагментарист - новатор. Его счастье – стать пророком представляемого им коллективного «я». Вот почему в мире межчеловеческих отношений для родственных душ он становится непревзойденным организатором и возбудителем, но по отношению к врагу всегда остается пылающим ненавистью отвергателем. Слова фрагментариста подобны стрелам, его взрывчатые мысли стремятся зажечь сердца, они коротки, поскольку рождены порывами сердца.

Эти черты психологии фрагментариста-стилиста мы замечаем уже в книгах «Страницы из моего дневника» и «Открытые письма армянской интеллигенции», в книге «Борьба сыновей против отцов» и в цикле статей «Помни войну». Мы видим их и в рассматриваемой книге, как и во всех случаях, когда читаем и в особенности когда слушаем Нжде.

***

Вкратце и поверхностно проанализировав некоторые характерные особенности автора, мы почти исчерпали то, что должны были сказать о самой книге. Нжде относится к числу тех авторов, которые подобны своим книгам.

Эта книга – доходящая до религиозности проповедь родохранения, проповедь, которая по сущности своей не нова, однако не имеет себе равных по мощи. Самоспасение и победный взлет народов обусловливаются тем, насколько способны их сыновья посвятить себя осуществлению родовой идеи. Эта жертва, однако, не что иное, как практическая мудрость - превратить индивидуального смертного в вечную родовую ценность, т.е. в культуротворящую силу. Но без глубокого осмысленного и инстинктивного слияния с родом индивид с его слабыми силами всегда остается центробежным.

А что же в этом случае станет с нашей целью, с нашей мечтой восстановить Родину?

Но вот Нжде указывает на некий центр притяжения - страдание рода. Оно даровано нам миром и тяжелым воспоминанием жжет наши сердца. Это духовный «знак» нашего рода, по нему узнает нас мир и его именем должны мы все действовать.

Страдание, которое вместе с убийственным позором должно душить нас, пока турок остается безнаказанным. Страдание, которым, однако, жизнеспособные нации подстегивают коня своего рода к победе.

Сможем ли преобразовать наше страдание в созидающую силу? В этом величайшая наша задача, смысл нашей будущей истории.

Эта книга говорит: да. Она возвещает нам о рождении Армянина-сверхчеловека.

В наши дни, когда, наконец, наблюдается некоторое обнадеживающее брожение в душах, когда замечаются признаки зарождения нового, неожиданного в армянской жизни, нужно перечитывать эту родовдохновенную книгу снова и снова. Но и размышлять о способах, о технике нашего самоспасения. Ибо проповедь Нжде воодушевляет, но и возлагает тяжелую обязанность на каждого из нас. Потому что наказ «смерть внутренней слабости» это большая психологическая подготовка к тому практическому выводу, который завтра не может быть сформулирован иначе, как «смерть внешнему врагу». А это станет возможным только благодаря технике, соответствующей титанической мощи родового духа.

София. 1932 г.