Левон Казарян (Микаелян) Журналист • Публицист • Переводчик

БЕСЕДА С ВОЕНАЧАЛЬНИКОМ ГАРЕГИНОМ НЖДЕ


- Идет война, и темные силы вновь плетут интриги против нашего существования и нашей национальной репутации, но армянские колонии даже в этих обстоятельствах не проявляют должной национальной бдительности. Чем это объяснить?

- “Друг друга уязвляли, злословили и вероломствовали”. Этими словами армянская история охарактеризовала душевное состояние времен Нерсеса Великого. С горьким стыдом следует констатировать, что таково же в сущности душевное состояние армян в колониях в наше время. Психология та же и сегодня, различны только формы ее проявления.

- Каковы причины такого душевного состояния?

-а) Рожденные веками рабства душевные пороки, которые не смогла излечить армянская революция. Она, к сожалению, не стала одновременно революцией внутреннего, душевного преображения, и по этой причине большая часть нашего народа осталась равнодушной и зачастую враждебной к нашим партиям, не возродилась, не обновилась.

б) Вследствие влияния чужеземного ига произошло ощутимое отчуждение армянина от собственной сущности, размылись его родовые черты.

в) Наше рабство всегда сопровождалось избиениями и гонениями. Так было всегда – со времен царя Арташира и до армянской резни новейшего времени. Все наши враги, иноземные властители нашей родины – различного происхождения и вероисповедания – с целью лишить армянский народ биологического будущего и продлить время своего правления, всегда уничтожали элиту нашего народа, его самых жизнестойких и знатных представителей. Известно, что народы ,у которых отсутствуют элиты, после каждого своего поражения легко проникаются пораженческими настроениями. Таков и современный армянин, и именно этим следует объяснить его теперешнее состояние. Он проникнут политическим и психологическим пессимизмом.

г) Следствием резни и гонений часто становились насильственные депортации, тем самым армянин, лишаясь своей естественной среды обитания, вынужден был приспособляться к чужеродной среде. Знаем – биология давно доказала – что любое приспособление осуществляется в ущерб приспособляющемуся. В своей совокупности, как род, современный армянин бесцветен и невыразителен.

д) Нет народов без недостатков. Не безупречен и армянин. Некоторые черты нашего характера частично следует объяснить ландшафтом нашей родины, который в историческом прошлом воспрепятствовал психологическому слиянию отдельных нахарарских родов в единое национальное целое. И в этом причина, что в течение всей нашей истории наши внешние враги так и не встретили сопротивление всего армянства – единым фронтом и одной армией.

е) Как и другие древние народы, армяне, в большей или меньшей степени, должны были отдать дань развращающему влиянию современной цивилизации. Биологически слаб сегодняшний армянин – ослабла его жизненная сила.

Приблизительно таковы те главные недостатки, изучение которых в свете законов и принципов современной психологии и обществоведения только и позволит исчерпывающим образом понять душевное состояние современного армянства.

- Как можем определить нашу национальную проблематику, т.е. все задачи, касающиеся судьбы нашего народа, и их решения, которые призваны стать Национальным Символом для армянства?

- Защита: а) физического существования нашего народа; б) нашего национального облика; в) нашего национального достоинства – вот те основные задачи, положительное решение которых даст возможность сохранить наше место, наш облик и нашу мораль в семье человечества.

- Какими средствами можно решить эти, связанные с нашим существованием, задачи?

- Обновлением, только и только обновлением. А обновиться – означает вновь стать такими, какими мы были и какими не являемся сегодня. Это означает стать самими собой, овладеть своей национальной сущностью. Обновление не добавляет ничего существенно нового к сущности народа, оно восстанавливает, возрождает то,что глубоко заложено в нем как национальная наследственность. Существенным для обновления является общее, объединяющее в армянах - т.е. родовое, и ни в коем случае не то, что разделяет, отдаляет друг от друга составляющих народ индивидуумов. Духовно опустошенного, исчерпавшего себя ведут по жизни его личные страсти и мелкие счеты. Необновившийся народ – раб собственной слабости и мелких повседневных дел. Современное армянское слово, публицистика лишены духа обновления, и по этой причине они играют разрушительную, разделяющую роль.

Кощунствует тот, кто говорит о согласии, но выступает против обновительного движения. Ты против обновления – значит, ты против жизни, работаешь во имя смерти. Армянин пока не понял, что жить в согласии способны только широко мыслящие и добросердечные люди, а такими становимся путем обновления. Армянский народ вне Армении дал спасительных реформаторов-обновителей разным странам: России – Лорис-Меликова; Египту - Нубар-пашу; Персии - Ефрема, однако сам остался необновившимся. В свое время армянские партии способствовали обновленчеству младотурок, которое подготовило победу кемалистов и спасло турок и Турцию от неминуемой смерти. А сегодня некоторые течения, преследуя мелкие цели, противодействуют армянскому обновлению, тем самым усугубляя нашу постыдную трагедию.
Для нас научно обоснованной является следующая истина – своему ближнему, своей нации и родине эффективно и бескорыстно может служить лишь обновившийся индивидуум.

- Каким образом возможно обновление?

- Оно возможно посредством рода, родовых ценностей, путем глубокого переживания чувства своей принадлежности, сопричастности роду, кратко говоря, посредством Цегакронутюн. А Цегакронутюн – означает преданность, во-первых, нашей родовой сущности, затем - прошлым и идущим поколениям и оставленным нам в наследство крови и ценностям. Армянин пока не осознал, что тот, кто действует против рода, виновен не только перед своим народом, но и перед святостью жизни вообще. Существенным для цегакрона является не то, что классифицировано, систематизировано, обыденно и лежит на поверхности, а то сокровенно глубокое,то общеармянское, что заставляет армянина считать другого армянина братом и родным себе по крови и по судьбе.

Мой род, моя унаследованная сущность, моя прадуша – вот единственный ключ к постижению космоса.

Только род способен подчинить себе чужую ценность, учение, религию.

Народ же, наоборот, будучи не в силах усвоить заимствованное чужое, самоотчуждается. Народ – это сумма живущих личностей, нация – сумма прошедших и нынешнего поколений, это общность судьбы, а род – общность крови, которая находится в вечной борьбе с чуждыми влияниями. Род – ваятель нашего духа и нашей плоти. Род – тот божественный гончар, который создал наше тело из земли Армении, наш дух из – из армянской истории.

Карой за отрицание идей Цегакронутюн является вырождение народов, ускоряющее их гибель. Ты против рода? Значит ты сторонник денационализации своего народа, его смерти. Род – единственный фактор органического единства народа.

Принять первичность рода по отношению к народу – значит принять первичность вечного по отношению к повседневному, первичность духа - к материи. И только таким образом можно психологически объединить, сплотить раздробленный народ, каким является армянский, и превратить его в нацию. Вечное придает смысл преходящему, каждодневному и обновляет его. Давайте не будем забывать это.

- Что, по Вашему мнению, затрудняет и что может способствовать армянскому обновлению?

- Вы напрасно ищете принцип, научность в нашей жизни – там вы услышите мнения, только мнения. Хочу сказать, что наш народ продолжает жить без мировоззрения. Очевидно, что органически цельное представление народа о мире и о смысле собственного существования облегчило бы его периодические обновления, тем самым и его самозащиту. Уточнив наше отношение к нашему внутреннему я, мы существенно уточняем наше отношение к нам подобным, к нашему роду и нашему творцу. На это способен только обладатель философски обоснованного мировоззрения. Народы в той мере могут творить и защищать себя, в какой обладают целостным и возвышенным мировоззрением. Оно осмысляет, гармонизирует и направляет к разумной цели движение народов.

Создать философию и посредством ее выстроить мировоззрение – таково неустанное движение человеческой мысли. Вследствие отсутствия мировоззрения – этого прожектора – армянство продолжает оставаться во власти злой случайности и по этой причине часто бедствует. Мировоззрение заставит его вновь исследовать и переосмыслить ряд понятий и тем самым ускорит его обновление.

- Какие это понятия?

- Религия

Отсутствие религиозности – это отсутствие чувства божественного, чувства святости, вследствие чего современное человечество обречено на духовные шатания.

Несмотря на созданную им великую цивилизацию, человек и сегодня скорее глина (материал), чем дух. Именно по этой причине он часто ужасным образом восстает против всех тех сдерживающих ценностей, истины и святынь, которые призваны обуздать в нем животное начало, скотство. И всегда морально ослабевший человек, надеясь оправдать свое падение, искал какое-либо учение, какую-либо веру или философию. Антирелигиозные веяния нашего времени следует объяснить духовным несовершенством человека. Безверие – нездоровое душевное состояние. Человек всегда вначале отдаляется от себе подобных, а затем – от своего Бога. Кто удаляется от веры, совершает духовное самоубийство. Кто действует против своего творца, не постесняется действовать и против себе подобных. Вера – с философской точки зрения – не только отношение творения к Творцу, но и взаимоотношение человека с человеком, индивидуума с коллективом, личности с истиной. Космос не порождение слепой случайности, и я не один в космической беспредельности – эту утешительную веру дает нам религия. Вообще, каждый человек, имеющий идеалистическое представление о жизни, религиозен. Тот, кто принимает существование Бога, принимает и свою обязанность перед высшей реальностью – нацией, родиной, государством. Хотите глубоко понять кого-либо – заведите с ним разговор о Боге, и он, в зависимости от того, верует или нет, выдаст свою духовную зрелость. Если ты безбожник, значит ты лишен чувства святости, чувства ответственности, а значит рано или поздно ты изменишь себе подобным. Будучи рабами ложной европеизации, армянские партии способствовали религиозному охлаждению нашего народа. Врагом человечества является любой “ученый”, повторяющий как попугай: “наука не имеет ни религии, ни родины”. На нашей планете не имеют отечества, безродны и безбожны лишь человеческая слабость и человеческая низость.

Наука и религия – не враги, а соратники, один из которых действует посредством мысли, другой – посредством сердца. Каждый
атеист – распространитель зла. Человеческая личность только в той мере социальна, в какой она религиозна. Ослабело религиозное чувство человечества – и вот уже нет неба над его головой, обрушился мир его надежд, сегодня и там смерть действует против него.

-Культура

Святой, устремивший взор на небо, воин, возвращающийся с победоносной войны, ашуг, поющий о радостях и печалях своего народа, искусствовед – поклонник красоты, философ, государственный деятель, благотворитель, человек науки – все они своими творческими исканиями способствуют развитию культуры своего народа. Ценности – научные, художественные, моральные – вот культура. Точнее – это иерархически организованная совокупность ценностей.

Пора избавиться от того огромного заблуждения, согласно которому существует общая, интернациональная, общечеловеческая культура. Интернациональной является цивилизация, к тому же она не имеет религии, и поэтому она душит культуру. Ложна такая культура, иллюзорна. Истинная культура всегда несет на себе печать индивидуальности конкретного народа. Каждый народ, как неповторимая индивидуальность, имеет свои пути развития – пути самосозидания и самовыявления. Заимствование чужих культурных ценностей, в частности, внешнего блеска чужой культуры, ее отрицательных сторон, ослабляет национальный дух заимствующего. Нет культуры без религиозного чувства. Иссыхают источники ее творческих порывов, как только культура становится прагматичной. Армянин должен исповедовать верховенство духа над материей и должен стремиться, чтобы армянская культура вспоминалась (праздновалась) не раз в году, а оказывала воздействие каждый день как совокупность духовных ценностей. Народы вкладывают в культуру свое стремление к совершенству.

Человек духовно таков, какова созданная им культура.

Еще одно заблуждение. Любой ли народ, имеющий язык и литературу, является культурным? Нет, конечно. Чтобы именоваться истинно культурным, недостаточно иметь писателя и литературу, ученого и науку. Сомнительна та культура, в духовной жизни создателя которой шипов и колючек растет больше, нежели цветов доброты. Вовсе некультурен народ, охваченный внутренним самоедством. Культура предполагает теплоту сердца, человечность, бдение совести, честность мыслей и отношений, величие целей – все те ценности, из-за недостатка которых современная армянская жизнь превратилась в ад.

До тех пор, пока к двум нашим святым - Сааку и Месропу не присоединится честность мыслей, переживаний и поступков, я не смогу без горького стыда называть нас культурными.

- Воспитание

Различие национальных характеров и судеб предполагает различие целей. Не существует и не может существовать общий идеал образования. Каждый народ имеет свой идеал, который вытекает из его духа и потребностей. Воспитание не допускает мертвого единообразия. Народы обучают молодые поколения в соответствии со своей психологией и потребностями. Так называемое гуманитарное воспитание не национально. Для армянской школы, лишенной родины, идеалом должен стать родовой человек, наделенный мощной волей к овладению родиной. Просвещение, лишенное национального содержания, делает человека пессимистом, бесполезным для нации эгоистом. Армянская школа не знает, не знает самого существенного - необходимым условием окультуривания и земли, и души и овладения ими является их глубокое знание и понимание. Знают ли свой народ наши сегодняшние учителя? Речь не об исключениях.

- Человечество

Попытайтесь освободить национальный дух от того содержания, которое накоплено в нем историей, и вы превратите нацию в безликую массу.

Понятия человек и человечество, вообще, получают определенный смысл только посредством духа той или иной нации. Национальный гений сообщает определенное содержание общечеловеческому. На руинах нации не может расцвести подлинная культура. Вне данной национальности ложны и человек, и человечество. При гармоничном сочетании общечеловеческого с национальным выигрывают и одно, и другое. И, наоборот, когда жертвуют национальным во имя общечеловеческого, несут потери и нация, и человечество. Не человек вообще, который есть нечто иллюзорное, а человек с национальным обликом, мыслящий посредством нации, человек, воплощающий в себе родную природу и историю. Современный человек, под влиянием космополитических отчуждающих учений, находится на грани потери своего изначального духовного облика, своей природно-родовой сущности. Необходима коренная революция, возвращение от бескровной абстрактной человечности к органическому, родовому человеку – реальному человеку, связанному со своей землей и своим родом всеми нитями своей сущности.

“Европейское человечество” (18-го и 19-го веков), “мировое человечество” (20-го века) – я не верю ни тому, ни другому. Если бы существовало “европейское человечество”, не имела бы места беспрецедентная резня нашего народа, веками встававшего на защиту европейства против темных азиатских сил.

- Личность

Классовый социализм, проповедуя любовь к дальнему, когда большая часть близких соплеменников дегенерировала в бедственном положении, противопоставил друг другу личность и общество и тем самым расшатал нацию как духовную целостность.

Человек, ты волен строить свое счастье даже на несчастье себе подобных – так было вчера, так частично есть и сегодня. При таком неестественном и аморальном положении вещей, человеческая этическая мысль склонилась в сторону универсализма, как антипода индивидуалистическому либерализму.

Человек, объедини свои силы с силами своих кровнородственных во имя всеобщего счастья – таково настоятельное общественное требование сегодняшнего и завтрашнего дня. Иными словами, личность должна искать свое благо в благоденствии общества. Кто противопоставляет индивидуума обществу – виновен и перед тем, и перед другим. Вне жизни нации, вне содержания нации личность – ничто.

Всеобщность наводит мосты между сущностями отдельных личностей. И только слившись духовно с обществом индивидуум становится духовной личностью – силой, созидающей ценности. Классовые учения, раскалывая нацию, превращают ее в безликую массу. Масса убивает чувство рода, без которого в индивидууме умирает и национальное чувство. Вот почему мы отвергаем либерально мыслящих и действующих индивидуума и класс и исповедуем нацию как ценностную целостность.

- Социальная проблема

Не социалист, а социальный человек. Либерализм – этот ядовитый плод французской революции – осквернил все человеческие духовные понятия. Он узаконил бедность и тем самым – замаскированную социальную безнравственность. Он объявил благотворительностью швыряние нескольких крошек ближнему соплеменнику. Мое право, как индивидуума, это и твое право, как твоя обязанность является и моей обязанностью.

Мое естественное право жить и беспрепятственно совершенствоваться обусловливается моей обязанностью уважать то же право себе подобных. Равно антисоциальны те личности и социальные слои, которые говорят о себе “я все” или “я ничто”. В жизни нации только большое целое является “всем” и никто не имеет права быть «ничем». Не социалист, а социальный индивидуум – вот новая мораль, которая решит социальную проблему и прекратит внутренние распри народа.

- Мышление

Наш человек вначале думает, затем говорит – одной этой армянской пословицы достаточно, чтобы подтвердить арийство нашего рода и нашего мышления. Армянину со здоровым чувством рода присуще глубокое уважение к мысли. Его мышление органично, в своей основе – нравственно. Оно получает свою пищу из истоков существования, и в этом секрет несметного богатства средств его выражения.

К сожалению, внешние влияния наложили отпечаток на наше мышление, в частности вне Армении. Запоздало, очень запоздало наше освобождение от чуждого нам мышления.

Нет сомнений, не беден ум армянина, но за последние десятилетия армянство больших мудрецов – новых Хримянов – не породило. Духовно охладело армянское мышление, оскудела энергия мысли армянина, по этой причине он затрудняется проникать в глубины вещей и сущностей. Процесс мышления армянина протекает под давлением страстей. Партийная узость мысли сквозит в каждом его умозаключении. В нашей жизни, на общественном поприще часто видим фальшь, облаченную в хламиду истины. В значительной мере именно партии развили это фиглярство мысли.

Армянин сегодня - это больше воображение и страсть, чем познание, а подобные неспособны понять объективную истину, с легкостью отрываются от действительности и строят воздушные замки.

Средство улучшить свою судьбу у наций одно – научное, причинно-следственное мышление, которое как раз недостает современному армянину. Этим обусловлены наши беды. Такое мышление научно. И люди, и сообщества с его помощью воздействуют на ход событий и оберегают себя от случайных ударов.

Мышление утратившего свой дух нигилистично.

Таково современное армянское мышление. Для того, кто говорит с нацией и перед нацией, непростительна низость мышления.

«Учитесь хорошо думать» – вот основа нравственности.

«Учитесь думать по-армянски» – вот основа национальной морали.

- История

Самопознание народа возможно лишь через собственную историю. Народы в той степени являются нацией, в какой степени кристаллизовано и сильно это самопознание. Нет большего преступления, отступничества, чем незнание своей собственной истории. Народ, лишенный исторического чувства и памяти, - не нация. Собственная история – наш мудрый советчик, воспитатель нашего духа, наставник нашей национальной совести.

Знакомый со своей историей знает хорошо две вещи – он знает, что может делать и что нужно делать для увековечивания Армянина и Армении.

Не познавшему свой род недостает именно этих двух вещей - возможности брать уроки у собственного прошлого и быть полезным своей родине.

Пока наш народ не имеет философии своей истории, он не может извлекать из нее уроки. Судьбоносную для армянства службу сослужит тот, кто осмыслит армянскую историю.

- Партийность

Уже полвека армянство растрачивает свои силы в межпартийной борьбе на внутреннем фронте и с открытыми глазами служит врагам своего существования. Последние 50 лет показали, что партийный армянин, вообще говоря, - бедствие, несчастье для своего народа. Это явление имеет свои психологические причины, свое объяснение. Конечно, не каждый партийный армянин чудовище, но в межпартийной борьбе он с легкостью становится таковым. Отдавая дань ложному европеизму, армянские партии искали своего врага и противника в лоне собственного народа и, нарушив духовное единство нации, ослабили данную судьбой связь между кровнородственными. Жажда межпартийных усобиц развила моральную неразборчивость, в результате чего стали обычным явлением очернительство, интриги и даже убийства. Льстя чувству партийной принадлежности, партии ослабили в своих последователях национально-родовое сознание. Армянское ослабло за счет группового. Партии стали закрытыми обществами в обществе и тем самым возвели разделительную стену между собой и живительными силами нации. Легко поддающийся пропаганде армянин, вступив в партию, становится непреклонным, поскольку в партии он лишается свободы мысли и совести и начинает думать, чувствовать и действовать согласно уставу.

Сегодняшние партии исполнены ненависти. И смех, и жалость вызывают жалобные призывы армянских партий к согласию. Незнакомые с философией, они не понимают, что любая ненависть делает невозможным познание, тем самым и взаимопонимание. Армянский партиец еще не знаком с этой истиной, установленной бергсоновской философией.

Поймем, наконец, пока не поздно, что армянину нет нужды в партийности. А немногочисленность нашего народа, географическое положение нашей родины и наша последняя резня достаточны, чтобы осознать, что армяне не имеют и права на партийность.

- Родина

Родина – начало и конец наших размышлений,наших переживаний и нашего действия. Когда наши губы шепчут о роде, наша рука указывает на Армению. Мы верим Армении – это значит, что Родина – это самое святое для нас в жизни. Мы дышим, живем Арменией, всегда готовые страдать, действовать и умереть за нее. Она для нас наивысшая ценность. Она наша священная боль, тоска, радость, смысл и право нашего существования, наше бессмертие – одновременно.

Свобода? – Да, если есть возможность на родине свободно действовать и совершенствоваться.

Право? – Только на собственной родине, где безукоризненное выполнение своих обязанностей по отношению к себе подобным дает нам законное право.

Счастье? – Для нас, лишенных родины, вне Армении иллюзорно, обманчиво любое счастье. Счастье – это радость священного труда ради лучшего будущего своего народа.

Нет большего счастья в мире, чем посвятить жизнь нации и родине.

Овладение своей родиной – вот вероисповедание и цель обновителей, осуществление которой запоздает настолько , насколько запоздает обновление нашего народа.

- Молодое поколение

Судьбоносно каждое новое поколение, тем более – наше современное молодое поколение. В его руках – судьба рода и родины. Быть Армении или нет – зависит от него. От него зависит – будет ли армянин властелином своей земли или скитальцем. Только поколение, живущее с таким сознанием, сможет способствовать вечности своего рода. Пагубно и несчастно неверующее поколение, то, для кого вселенная – это лишь бездушное вещество и движение. Равно несчастно и достойно жалости то поколение, которое довольствуется хлебом чужбины. Наше юное поколение должно усвоить идеологию армянского обновления – Бог, род, родина, - чтобы быть в состоянии творчески и во взаимосвязи воспринять прошлое, настоящее и будущее своего народа. Оно должно отдать все свои силы борьбе за обновление армянства, если не хочет жить, страдать и умереть без родины.

- Избранники (элита)

“Соль земли” – справедливое определение.

Рожденные духом, они же хранят человеческий дух. Они – носители чувства святости, героического и духовной красоты. Благодаря им развиваются религия, искусства, философия. Они – связь между вечным и повседневным. Истинные предводители, вожаки, без которых власти и властители – ничто.

Их призвание – самое священное, их ответственность – самая большая. У наций одна истинная аристократия – их элита. Благодаря ей возвышаются и вместе с ней деградируют нации. В обществе многие могут поступать вопреки закону, нравственности, общим интересам, но от этих прегрешений не поколеблется общественная мораль, не станет аморальным общество. Однако достаточно, чтобы лишь один из представителей элиты совершил недостойный своего положения проступок – считайте разрушенными веру, репутацию, мораль народа. Элита своим живым примером ведет за собой народ.

Религиозно холоден церковнослужитель – антирелигиозен народ. Духовно беден учитель – нельзя представить большего несчастья для его народа.

Лишен дыхания вечности писатель – он неизбежно станет проповедником низости.

Проникнут пораженческим духом воин – он удалился от своей священной цели – родины, а завтра его отступничество может обернуться предательством.

Корыстолюбив национальный деятель – не ищите патриотизм и преданность нации в широких народных массах.

Таков удел избранников – они воздействуют примером своей жизни.

Священнослужитель, учитель, писатель, ученый, военнослужащий, общественный деятель – вот элита. Их призвание настоятельно требует целостной и самоотверженной жизни.

Избранники органично аполитичны, поэтому они безусловно должны быть вне партий.

Изменила элита своему призванию – падение народа неизбежно.

- Национальная мораль (этика)

Это необходимая основа духовного строения нации, и в ней заключена реальная сила нации. Есть эта мораль – есть нация, недо
стает ее – уменьшается важность таких естественных факторов, как род, родная земля, а также создающих нацию менее важных факторов. В нашем отношении к нашему биологическому творцу – роду – ищите истоки национальной морали. Род – высший законодатель нации в сфере морали. Национальная мораль подразумевает единый законопорядок и обязательное для всех направление движения, любое отклонение от которого считается попыткой духовного убийства нации. А направление движения, согласно древнему философу, - то же самое для мира, что русло для реки.

Не нарушена ли сегодня национальная мораль армянства в колониях? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, что представляет из себя современный армянин как мысль, чувство и воля. Более ясно, необходимо уточнить, какие чувства преобладают сегодня в его душе. Морально-социологический научный анализ этой проблемы повергнет вас в глубокую печаль. Какими мы были в прошлом? Об этом пусть говорит он сам, армянин прошлых веков. “Мы не были из одного дома, но говорили одинаково”. Армянин имел здоровую родовую мораль. “Встанем спиной к спине – горы свернем”. Социально здоровым был армянин. “Хлеб от Бога, и я тоже, кто успеет - тот пусть съест”. Он был социально справедлив. “У кого есть Бог, тот не беден”. Он был идеалистом. “Землю ешь, золу ешь, но у бесчеловечного хлеба не проси”. Он гордился своим родом. “Армянин не сядет, пока не устанет”. Не любил даром есть хлеб. “Ушиб ногу о камень – проверь свою совесть”. Морально был чувствителен. “Кто, позабыв о своем дереве, поливает чужое, не будет иметь ни воскрешения, ни прощения грехов”. Он был национально бдителен. “Не позволю льву задушить кошку». Мужчиной был армянин.

Такими мы были вчера – нацией с высокими моральными качествами.

Приведенный мной небольшой букет армянских пословиц, в которых наш народ выразил свою, сложившуюся в веках нравственно-национальную философию, достаточен, чтобы подтвердить, что даже в рабстве, под чужим игом мы были народом, сильным своей национальной моралью. И не в этом ли секрет того, что мы есть и будем, а от многих наших ровесниц-наций сохранилась лишь запечатленная в камне память? Следовательно, если бы наши прошлые поколения думали, жили и действовали подобно современным армянам, сегодня от армянства осталась бы под солнцем краткая надгробная надпись. Увидели, какими мы были вчера, чувствуем, какими не являемся сегодня, и знаем, какими должны стать завтра, чтобы не пропасть как нация.

С точки зрения национальной морали, один Гюльбенкян стоит не больше, чем обычный крестьянин Армении, один военачальник или профессор – не более, чем скромный ремесленник, существенна тут вечная армянскость, которую нация запечатлевает в каждом своем представителе.

Национальная мораль – прежде всего – обуславливается творческой солидарностью народа. Живущий вне страны или местный, образованный или неграмотный, нейтральный или член партии – все они армяне, холодность по отношению к которым равносильна каинству. Во внутринациональной жизни убивает не только меч, не только яд, но и равнодушие. Братьями по судьбе являются армяне. Более того, каждый армянин – это ты сам – таков незыблемый закон национальной морали. Кто нарушает этот закон, тот подрывает основы своей нации, это враг нации. Вчера мы были нацией с высокими духовными качествами. Чтобы не подвергнуться новым бедствиям и не пропасть окончательно, нам необходимо снова стать такими, как прежде. Все народы находятся в процессе бесконечного самоусовершенствования, превращения в нацию. Как народу духа, нам гораздо легче усовершенствоваться. Постараемся стать “драгоценным камнем”, чтобы “иметь больший вес и стоить дороже”. Этого требует от нас национальная мораль, в особенности вдали от родины.

- Пропаганда

“Осторожно, еще осторожнее, снова осторожно, поскольку имеешь врагов, строящих козни” – вот веление текущего политического момента нам, армянам. Наш народ имеет сегодня больше врагов, чем имел полвека тому назад. И не имеем причины считать, что завтра наши враги перестанут враждовать с нами. Речь не об организаторе нашей резни, а о тех чужестранных государственных, общественных, научных деятелях, которые, опорочив нас как нацию, вложили меч и топор в руки наших убийц. Сегодня их число больше, яд - сильнее, чем накануне прошлой войны. Сегодня снова охаивают армян. Почему чужие видят в нас такие качества, которыми мы вовсе не обладаем?

За последние двадцать лет нам приписали следующие смертные грехи – страсть к бродяжничеству, небоеспособность, еврейскую алчность и другие подобные качества, обладатель которых, согласно мнению современных европейцев, не имеет морального права на существование. Ни одно из этих качеств не является армянским, тем не менее, их приписали нам. Почему? Потому что десятилетиями армяне пропагандируют в сущности только свои слабости. Пытаться объяснить антиармянскую попаганду только политическими соображениями было бы односторонне. Разбросанное по всему миру, разъединенное армянство в межпартийной борьбе обнаруживает самые негативные черты своей сущности, поставляя таким образом материал для антиармянской пропаганды.

То, что демонстрирует армянин вне Армении, не дает нам права осуждать за каждую антиармянскую акцию всегда только иностранцев. Сегодня, когда армянский народ на своем пути должен преодолеть не одну пропасть, даже сегодня нередки случаи самодискредитации со стороны отдельных личностей.

Пропаганда – это выявление, представление самого себя. Пропаганда, прежде всего, выдает внутреннее «я» пропагандиста. Армянин, для которого сегодня не существует ни одной обязательной истины, ценности, авторитета, в теперешнем душевном состоянии не способен на конструктивную патриотическую пропаганду. Испытывающий унизительную тягу ко всему чужому, не знающий самого себя, современный армянин не способен проповедовать какие-либо ценности.

Пропаганда, прежде всего, требует глубокого чувства самоуважения, что является результатом осознания собственных ценностей и достоинств, а такое душевное состояние в армянине создает только обновление. Нужно сознавать также, что тот, кто не знает и не понимает нас, армян, глубоко, тот вообще нас не знает.

С помощью мертвого языковедения и скудных исторических сведений армянина можно узнать лишь приблизительно. Чтобы справедливо оценить нас, нужно знать нас исчерпывающим образом, поскольку армяне – народ духа, а сущность подобных народов глубока и сложна.

Еще одна истина – чтобы чужие узнали нас, необходимо, прежде всего, чтобы мы сами узнали себя, узнали как родовую сущность и способность.

- Хотелось бы узнать Ваше мнение об армянском обновительном движении.

- Борьба за увековечение рода – самая трудная и одновременно самая священная. Этим сегодня заняты армянские обновители. Народы со здоровым родовым и человеческим чувством борются прежде всего против зла, в наибольшей степени угрожающего их существованию и их сущности. Это означает, что они движутся по линии наибольшего сопротивления. В армянской действительности только обновители поступают таким образом, а это означает, что их поведение нравственно и с армянской, и с общечеловеческой точки зрения.

Обновление – веление жизни, ее закон, ее требование – обновись или умри. Хотелось бы, чтобы каждый армянин почувствовал величие дела обновления и трагедию деятеля-обновителя.

История человеческих родов не знает более великого и более святого дела, чем обновление народа.

Для того, кто не обновился, трудно понять обновленного духом – вот источник нашей трагедии.

Обновиться способен только тот, кто начал чувствовать ужас духовной пустоты современного мира вообще и армянской жизни в частности.

- Ваше последнее слово.

- Давайте всей нацией будем думать, жить и делать благое для Армении.

“Размик”, 1943г., N169-174